Главная » Безопасность » Защита3 » Необходимые задачи государственных структур по выработке и реализации политики национальной безопасности

Необходимые задачи государственных структур по выработке и реализации политики национальной безопасности

Сначала немного истории. В начале 1990-х годов комиссией союзного парламента, созданной для проработки вопросов по совершенствованию системы безопасности страны, были определены необходимые задачи государственных структур по выработке и реализации такой политики национальной безопасности, которая учитывала бы:

• интересы личности, общества и государства;
• угрозы, оценку возможностей парирования угроз и защиты интересов;
• задачи, функции, структуры и органы, меры противодействия;
• доктрину, концепцию национальной безопасности, концепцию информационной безопасности.

Комиссия пришла к выводу, что общенациональная безопасность реализуется в двух измерениях: общественном и государственном, и подразделяется на внутреннюю и внешнюю в зависимости от источников угроз, опасностей и рисков для жизненно важных интересов. Первоосновой безопасности является безопасность личности, что предопределяет безопасность гражданского общества и легитимность государства.

Для обеспечения национальной безопасности необходима система, включающая совокупность законодательных актов и созданных на их основе структур и механизмов взаимодействия по защите интересов субъектов правоотношений. При этом устойчивость системы должна основываться на общенациональном согласии. Одной из основных составляющих системы обеспечения национальной безопасности была названа информационная безопасность. В качестве условий реализации указанных алгоритмов и задач построения безопасного гражданского общества в информационной сфере были предложены: переход от идеологизированного общества к информационному, научное прогнозирование и моделирование решения возникающих проблем на альтернативной основе, законодательное регулирование и защита информационной деятельности при обеспечении достоверности, открытости и свободы информации, освобождение сознания людей от стереотипов тоталитаризма и прекращение психологической войны политического руководства против народа в любых формах ее проявления.

Известна формула безопасности, закрепленная с 1992 года в Законе РФ «О безопасности» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Исходя из этого, к основным объектам безопасности относятся:

• личность (ее права и свободы);
• общество (его материальные и духовные ценности);
• государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность).

Одновременно с этим государство, организации и граждане относятся и к основным субъектам обеспечения безопасности. Главную роль из них в этом играет государство, которое в соответствии с действующим законодательством должно обеспечивать безопасность каждого гражданина, а также социальную и правовую защиту гражданам и организациям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. В то же время закрепленные в этом законе положения нельзя назвать полными и достаточными, так как они не раскрывают механизмов определения интересов, их соотношения и реализации, что обусловлено рядом нерешенных проблем, в том числе методологического порядка.

Таким образом, национальная безопасность включает в себя три составляющие: государственную безопасность, общественную безопасность и безопасность человека (личную безопасность). Если первая прямо связана с противодействием угрозам, независимости и территориальной целостности страны, оборонному потенциалу, конституционному строю и связана с защитой институтов, обеспечивающих безопасность этих ценностей, то вторая отражает потребность защиты общественного порядка, собственности во всех ее формах, безопасности личности; третья же характеризует защищенность интересов, прав и свобод человека.

Взаимозависимость этих трех составляюих национальной безопасности очевидна. Отсюда возникает следующая проблема в определении национальных интересов — установление соотношения интересов личности, общества и государства. Ослабление любой из этих составляющих — ущерб для страны в целом и для конкретной личности, в частности, но и перекос в определении приоритетов также не менее опасен. Превращение, например, в 1930-е годы государственной безопасности в абсолютную величину (тождественно равную национальной безопасности) привело страну к террору, к массовому уничтожению граждан, подавлению общества и личности, оценке их интересов лишь через призму интересов государства. Государственная безопасность тогда следовала политической формуле: народ и общество для государства. В конце 1980-х — начале 1990-х годов объявленный приоритет общественной безопасности, обусловленный приоритетом целей и задач построения гражданского общества, сопровождался разрушением структуры органов государственной безопасности, что (осознанно или неосознанно) оправдывалось стремлением утвердить принцип правового государства: государство для личности и общества.

Если проанализировать эволюцию подхода к решению этого вопроса, то можно выделить три основных принципа в установлении соотношения интересов личности, общества и государства: приоритет интересов — паритет интересов — баланс интересов. Очевидно, более предпочтительным является принцип баланса интересов как принцип, позволяющий наиболее полно учитывать интересы каждого субъекта в конкретных исторических и иных условиях обстановки.