Главная » Безопасность » Защита14 » Меры по обеспечению информационной безопасности с позиций человеческого фактора

Меры по обеспечению информационной безопасности с позиций человеческого фактора

Обеспечение информационной безопасности с позиций человеческого фактора

Меры по обеспечению информационной безопасности с позиций человеческого фактора можно рассматривать в качестве щита от воровства информации как специфического ресурса, имеющего значительную ценность.

Воровство и мошенничество как психологическая проблема имеют и свою идеологию: «в России воруют все». С некоторыми вариациями это суждение существует уже столетия.

В чем же конкретно проявляется тяжелая наследственность российской ментальности? Психологически человек не готов различать свое и чужое (детская установка: «поделись или ты жадина-говядина»). В сознании людей закон не воспринимается как объективная реальность: (установка: «закон, что дышло, куда повернул — туда и вышло»). Возможность заработать воспринимается людьми как возможность украсть (установка: «кто смел, тот и съел»). Наличие отраслей, в которых воровство традиционно негласно входит в систему оплаты труда (установка: «работать на кухне и не воровать?»).

Различают такие формы воровства, как:

— индивидуальное воровство, в основе генетический код и ощущение анонимности, самооправдание (все воруют);
— коллективное воровство, в основе идеология восстановления социальной справедливости (экспроприация экспроприаторов).

Экономическое поведение работника

Наиболее эффективно противодействовать этому можно, только учитывая такой фактор, как экономическое поведение работника. Экономическое поведение — это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, при котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. В основе экономического поведения лежат ценностные ориентации людей (деньги, статус, роль, идеалы).

На экономическое поведение оказывают влияние различные факторы: технический уровень производства, организация, нормирование, оплата и условия труда, удовлетворенность трудом, морально-психологический климат в коллективе, образовательный и культурный уровень работника, характер общественно-политической активности в обществе и рабочей группе.

Различают четыре стратегии экономического поведения:

— минимум труда — минимум дохода,
— минимум труда — максимум дохода,
— максимум труда — гарантированный доход,
— максимум труда — максимум дохода.

Поведение человека в рамках одной стратегии регулируется исключительно его мотивами. Переход от одной стратегии к другой регулируется системой стимулов. Исключение — стратегия «максимум труда — максимум дохода», где поведение человека определяется стимулами — razgovorodele.ru. Стратегия «минимум труда — минимум дохода», возникая, как вынужденная реакция человека на ситуацию, формирует у работника чувства «внутреннего увольнения», подавленности, способствует становлению терминаторного, то есть разрушительного поведения.

Поведение человека определяется стимулами